На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МАРЬИНА РОЩА

14 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Ребров
    А какую из 3 строек в этом году там сдадутДом по реновации ...
  • Ольга Ершова
    А  о геноциде славян еврейскими комиссарами  они рассказывать когда будут? Всего-то 100 лет прошло.  --  "Как свидете...В музее на Образц...

Вдова героя из Марьиной рощи Людмила Лезжова вспомнила историю их удивительного знакомства

Вдова героя из Марьиной рощи Людмила Лезжова вспомнила историю их удивительного знакомства
Фото: Андрей Дмытрив

В четверг, 6 мая на стене дома № 12 в Институтском переулке появились 4 мемориальные таблички в честь героев Советского Союза, которые жили в этом доме. Один из них – генерал-майор Иван Иванович Лезжов. В годы войны он был пилотом разведывательного самолёта. Еще жива его вдова Людмила Тихоновна, которая бережно хранит воспоминания о нем.

Иван Лезжов родился 9 сентября 1923 года. В день начала войны ему было 17 лет, он учился в Тамбовской военной авиационной школе, дополнительно окончил разведывательное авиационное училище. На фронте молодой лётчик был пилотом разведывательного самолёта, занимался аэрофотосъёмкой вражеских расположений. Фактически пилоты-разведчики были смертниками. Они вели самолёт на заданной высоте, без сопровождения, не имели права  отстреливаться и даже уходить от вражеских атак, потому что фотосъёмка не дала бы нужных результатов. Лезжов выжил, совершив 238 боевых вылетов, несмотря на то, что был дважды ранен и контужен. Лезжов стал кавалером множества боевых наград, в том числе полным кавалером орденов Славы. В 1945-м ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны лётчик продолжил учиться: окончил командную академию ВВС, затем – военную академию Генерального штаба. Служил начальником военной миссии при главнокомандующем сухопутными войсками США в Европе, начальником штаба воздушной армии, начальником кафедры тактики и оперативного искусства военно-воздушной Академии им. Жуковского. После ухода в запас работал в Министерстве внешней торговли СССР и Торгово-Промышленной палате, вёл активную общественную жизнь, написал книгу воспоминаний. Иван Лезжов умер в 2015-м году, в возрасте 92-х лет.

Вдова героя Людмила Тихоновна Лезжова сейчас также ведёт большую общественную работу, проводит беседы с молодёжью, рассказывает о своём муже-герое. Кроме того, что она долгие годы была спутницей жизни Ивана Лезжова, её собственная судьба – яркий образец трагедии миллионов детей военных лет… Она согласилась дать интервью нашему корреспонденту и поделиться воспоминаниями.

В момент начала войны Люде было около четырёх лет, младшей сестре — около двух. Семья жила в Орле. Отец был офицером и, как только началась война, сказал жене:

– Орёл сейчас будут бомбить, возьми на недельку еды и уезжай. Потом вернётесь.

Мать с детьми в скотовозном вагоне уехала в Башкирию. Маленькая Люда запомнила, как смотрела на стучащие колёса, как ехала в летнем платье и одном сандалике, поезд то и дело бомбили, мать слезала с высокой платформы, брала малюток и бежала с ними прятаться в складках рельефа.

В Башкирии семье пришлось зимовать, и это стало настоящей бедой, потому что не хватало еды, не было тёплой одежды. Мать целый день работала, а маленькие девочки сидели за печкой — в углу, который выделили беженцам местные жители. Ощущение, которое сохранилось с тех пор у Людмилы Тихоновны — страх из-за отсутствия родителей и постоянный, мучительный холод…

Потом пришла отцовская офицерская продуктовая карточка, и стало немного легче в плане питания. Позже отец нашёл семью и перевёз к родственникам.

– Гитлеровцы на захваченных территориях в первую очередь вывозили продукты, ценности, в том числе исторические. Нас не считали за людей, это была война на уничтожение нас как нации, – уверена Людмила Лезжова. – Они моего дедушку расстреляли, потому что он был коммунистом. Но после войны военнопленные офицеры общались с нами очень культурно, они вспомнили, что мы, оказывается, нормальные люди.

1944-45 годы были очень голодными. Вместе с родственницами маленькая Люда ходила на колхозные поля собирать мороженую картошку, из которой ухитрялись что-то приготовить.

– Об этом лучше не вспоминать! – вздрагивающим голосом говорит Людмила Тихоновна. – Это сейчас совершенно невозможно представить и рассказать. Я долго думала и решила для себя, что даже лучше не рассказывать, потому что это были нечеловеческие условия. В нашем детстве не было игрушек, не было книжек. Сахара я вообще не помню. Детям давали вяленую пластинку свёклы или морковки, и это было очень вкусно, — вспоминает Людмила Тихоновна.

Своё знакомство с Иваном Лезжовым она вспоминает как сказку. Сейчас из её окна видно здание с зелёной крышей: там 7 января состоялся офицерский бал для слушателей военной академии. Людмила пришла туда, будучи студенткой химико-технологического института. Иван сразу обратил на неё внимание и пригласил на танец: ей было 18, ему — 33. Они были признаны лучшей парой вечера и получили приз — огромную и безумно тяжёлую куклу.

– Эта кукла у нас потом долго-долго была, улыбается Людмила Тихоновна. – Но я её поднять не могла. Но самой удивительное, что спустя столько лет мы поселились в доме напротив этого здания, где состоялось наше знакомство!

Спустя полгода после бала Людмила и Иван поженились. Два посажённых отца новобрачной были героями Советского Союза, впоследствии маршалами: Александр Силантьев и Сергей Жуковский. Брак оказался счастливым, Лезжовы прожили вместе 57 лет…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх